Российский союз молодых ученых

http://smolensk.rosmu.ru/activity/opinions/52.html (версия для печати)

29.08.2008
Смоленская область

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Сегодня много говорят о необходимости инновационного пути развития Российской Федерации. Правительство организует Госкорпорации, открывает свободные экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий. Но возникает вопрос: "Кто будет в них работать?".
Численность ученых в России по данным центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН за период с 1989 по 2005 год сократилась с 1 119 000 человек до 381 000 человек, то есть в 2,9 раза. Отток ученых в основном идет в различные сферы Российского бизнеса (95%), хотя небольшая часть (не более 5%) уезжает вести научные изыскания за границу.
"Бизнесмены", скорее всего не вернутся, а в западных странах, да и на востоке заработная плата исследователей еще долго будет оставаться выше, чем в России. Есть только один выход – воспитывать собственные научные кадры!
Несмотря на высокую доступность высшего образования, количество высоко квалифицированных специалистов не увеличивается. Защита диссертационной работы в настоящее время косвенно связана с наукой. Для многих специалистов – это лишь повышение расценок на их услуги. Поэтому подготовка кандидатов наук слабо влияет на научный и инновационный потенциал нашей страны.
Важно отметить, не желание студентов (в частности медиков) оставаться в аспирантуру на теоретических кафедрах в связи с низкой стипендией – 1600 рублей и отсутствием в последующем достойной зарплаты.
Следствием этих неблагоприятных процессов является снижение студентов, активно занимающихся наукой, да и преподавателей, готовых потратить своё время на работу со студенческим кружком.
В этой ситуации можно найти и положительную сторону – в науке остаются лишь те студенты или аспиранты, которые действительно хотят связать свою жизнь с поиском нового научного знания. Однако, их недостаток приводит в науку людей некомпетентных и с большими амбициями.
Нельзя ни сказать о системе школьного образования. Школьники – это будущие абитуриенты и студенты. Во многих ВУЗах за последние 10 лет уменьшился проходной балл. В Смоленской медицинской академии на некоторые факультеты он равен десяти (4+3+3), хотя 6 лет назад, проходной минимум был двенадцать. По мнению многих школьных педагогов, дети получают огромное количество обязательных знаний, и у них пропадает желание углубленно изучать какую-либо дисциплину. Более того, школа не учит самостоятельности в процессе познавания окружающего мира. А это так необходимо для будущего ученого.
Кадровый и финансовый голод, прежде всего фундаментальной науки, уже позволил западным странам опередить нас по развитию на 15-20 лет. Для решение проблемы, прежде всего, необходимо:
1. Поставить стратегическую цель: качественная подготовка высококвалифицированных специалистов своей отрасли и научно-педагогических кадров, для нужд ВУЗа.
Скорее всего, для этого придется упразднить возможность соискательства и оставить аспирантуры при кафедрах. Причем сделать для кандидатов наук научно-педагогическую работу в "родном" ВУЗе в течении 5 лет обязательной.
2. Отбирать талантливых школьников и студентов для работы в науке и материально их поощрять. Это могут быть специальные гранты и стипендии, учрежденные ВУЗом или трудоустройство студентов на должность лаборанта на кафедры. Ректораты должны позиционировать научно-исследовательскую работу студентов и молодых ученых как важную, престижную и необходимую. Как раз в этом возрасте человек самоопределяется в обществе и поддержка старших коллег для него обязательна.
3. Наладить взаимодействие между ВУЗовской и академической наукой. Университеты и академии являются донорами научных кадров для научно-исследовательских учреждений. Академия наук должна участвовать в подготовке профессиональных ученых в форме учреждения именных стипендий, организации стажировок для талантливых студентов в ведущих НИИ России и молодежных научных школ по приоритетным направлением науки и техники.
4. Активизировать работу молодежных научных организаций, таких как Студенческие научные общества, Советы молодых ученых.
Выполнение перечисленных выше условий даст толчок к зарождению нового поколению профессионалов, занимающихся наукой, и обеспечит инновационный путь развития России.